Афоризмы
Когда в старости Сократ захворал и кто-то спросил его, как идут дела, философ ответил: «Прекрасно во всех смыслах: если мне удастся поправиться, я наживу больше завистников, а если умру — больше друзей».Древний Мир, Древний Мир, Сократ
Несправедливые люди при всей их ловкости действуют как те участники забега, которые в один конец бегут хорошо, а на дальнейшее их не хватает; сперва они бегут очень резво, а под конец делаются посмешищем и, не добившись венка, уходят с поникшей головой и повесив нос. Между тем подлинные бегуны достигают цели, получают награды и увенчиваются венками; не так ли большей частью случается и с людьми справедливыми?
Древний Мир, Древний Мир, Платон
Дети моложе нас, они еще помнят, как тоже были деревьями и птицами, и поэтому еще способны их понимать; мы же слишком стары, у нас слишком много забот, а голова забита юриспруденцией и плохими стихами.
19 век, Германия, Генрих Гейне
Признание народной воли верховным началом общественной жизни может быть лишь поклонением формальному, бессодержательному началу, лишь обоготворением человеческого произвола. Не то важно, чего хочет человек, а то, чтобы было то, чего он хочет. Хочу, чтобы было то, чего захочу. Вот предельная формула демократии, народовластия.
20 век, Россия, Николай Александрович Бердяев
Человеку свойственно чувствовать и испытывать страдания, но в то же время бороться с болью и слушать утешения, а не просто не нуждаться в утешениях. (…) Есть некоторое наслаждение и в печали, особенно если ты выплачешься на груди у друга, который готов или похвалить твои слезы, или извинить их.
Древний Мир, Древний Рим, Гай Плиний Цецилий (младший)
Благодаря телевидению мир стал большой деревней, а изрядная часть передач возрождает деревенские сплетни.
20 век, Канада, Маршалл Маклюэн
Музыка — это пары искусства. Она то же для искусства поэзии, что грезы для мысли, что для океана волн — океан облаков над ним.
19 век, Франция, Виктор-Мари Гюго
Мораль не имеет ничего общего с религией… религия не только не служит основой морали, но скорее враждебна ей. Истинная мораль должна быть основана на природе человека; мораль религиозная всегда будет зиждиться только на химерах и на произволе тех людей, которые наделяют бога языком, часто в корне противоречащим и природе, и разуму человека.
Просвещение, Франция, Поль Анри-Гольбах
Наше детство помнят наши старики, нашу старость — наши дети. Сами мы помним лишь несколько моментов.
20 век, Польша, Владислав Гжегорчик
Банкир — это человек, который одолжит вам зонтик в солнечную погоду, чтобы забрать его, как только начинается дождь.
20 век, США, Роберт Фрост
То, что собственно делает для бедняков небесную жизнь столь привлекательной, — это мысль о равенстве сословий на том свете.
Просвещение, Германия, Георг Кристоф Лихтенберг
Каким образом человек может познать самого себя? Для этого он должен не созерцать, а действовать. Попробуй исполнить свой долг, и ты увидишь сразу, чего ты стоишь.
Просвещение, Германия, Иоганн Вольфганг Гёте
Смотри, как разрушается от безделья ленивое тело, Как портится в озере без движения вода. Больная душа не выносит ничего тягостного.
Древний Мир, Древний Рим, Публий Овидий Назон
[…] Не следует рассматривать жизнь представлений таким образом, будто духу предопределена священная обязанность отражать «вещи», которые не суть дух, так как они существуют; жизнь представлений духа имеет свои собственные цели, которым она соответствует. И если «вещи» не так воспроизводятся, как они существуют, то сами вещи следует рассматривать как простое средство, определенное к тому, чтобы вызывать в духе и соответственно его природе явления, которые мы несправедливо рассматриваем как неудачные отражения действительного и которые, напротив, суть нечто более высокое, чем могли бы быть сами вещи без духа.
19 век, Германия, Рудольф Герман Лотце
Великие люди сами сооружают себе пьедестал; статую воздвигает будущее. Величие народа не измеряется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом; единственной мерой служит его умственное развитие и его нравственный уровень.
19 век, Франция, Виктор-Мари Гюго
Пока нет войны, усмирять врагов нужно дарами, если же ополчились они на тебя, нельзя уклоняться. Терпенье и смиренье нужно иметь и для мира, и для войны.
Библия, Отцы церкви. Богословы, Иоанн Дамаскин
Если вы тщательно присмотритесь к людям, которые никого не могут хвалить, всякого порицают и никем не довольны, то вы узнаете, что это те самые люди и есть, которыми никто не доволен.
16-17 века, Франция, Жан де Лабрюйер
Родитель: должность, требующая бесконечного терпения, чтобы ее исполнять, и не требующая никакого терпения, чтобы ее получить.
20 век, США, Леонард Луис Левинсон
Возможно более точное описание того, что никогда не случилось, — неотъемлемая привилегия и специальность историка.
19 век, Великобритания, Оскар Уайльд
Глаза первыми вступают в любовную схватку, и сладостен тот миг, когда взору нашему предстает нечто редкое и чудное по красоте.
Возрождение, Франция, Пьер Брантом де Бурдей
Хотя в мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет.
Древний Мир, Древний Китай, Лао-Цзы (Ли Эр)
…Нелепости слишком нужны на земле. На нелепостях мир стоит, и без них, может быть, в нем совсем ничего бы не произошло.
19 век, Россия, Федор Михайлович Достоевский
Дурная компания подобна собаке, которая пачкает тех, кого больше всех любит. Если бы на небесах богатство почиталось ценностью, его бы не давали таким негодяям.
Просвещение, Великобритания, Джонатан Свифт
…Все что скрыто и неизвестно и чего не могут открыть никакие научные исследования, вернее всего будет открыто только волею случая человеком, самым настойчивым в поисках и самым внимательным ко всему, имеющему хоть малейшее отношение к предмету поиска.
19 век, США, Чарльз Гудийр
Повелевается, чтобы получивший удар в правую щеку подставил и левую; между тем всякий, кто бьет правою рукою, бьет в левую щеку. Невозможным нужно считать и следующее евангельское предписание: если правый глаз будет соблазном тебе, то его нужно вырвать. Если мы допустим, что это сказано о плотских очах, то как объяснить то, что вина соблазна относится к одному глазу, и именно к правому, хотя смотрят оба глаза? (…) Как мы замечаем, буква [Писания] часто заключает в себе невозможный и недостаточный смысл: через нее иногда указывается не только неразумное, но и невозможное. Нет, Святой Дух имел целью вразумить нас, что с этой видимой историей соединено нечто такое, что при глубочайшем рассмотрении и понимании сообщает закон, полезный для людей и достойный Бога.
Библия, Отцы церкви. Богословы, Ориген